Хочу поделиться педагогическим опытом
При работе с детьми важно прогнозировать оптимистически, предвидеть, предвосхищать педагогическую действительность, причём предвосхищать с неизменной надеждой на успех, с верой в возможности и способности каждого воспитанника.
Глубоко в душу мне, ещё совсем юной учительнице, только-только пришедшей работать в школу, запали слова Павла Ивановича Горлова, который в то время был завучем в моей школы. Он постоянно напоминал, что в обучении и воспитании важно умение ставить цели каждого урока, каждого этапа деятельности и общения с детьми, предвосхищать их образовательные и воспитательные результаты.
Прошло уже почти сорок лет, как я работаю в школе с детьми младших классов. Теперь я могу добавить к словам своего коллеги, что в цели каждого урока всегда соединяется достигнутое и запланированное, объективное и субъективное. Именно опираясь на достигнутое, анализируя и обобщая прошлое, учитель моделирует будущее.
Сегодня только ленивый не повторяет, что младшие школьники, как и все дети, очень любят играть. Я с этим, конечно, согласна. Важно, чтобы игра была интересной и посильной для ребёнка (я имею ввиду не ролевые, а учебные игры). Кстати, некоторые игры по определённым темам мы с ребятами придумываем сами. Например, составляем кроссворды. Как правило, кроссворды тематические по разным предметам: математика, русский язык, но чаще всего – по окружающему миру.
Заметила, насколько интересна для детей игра на развитие умения находить противоположные свойства в одном и том же объекте. Для игры вы сразу задаёте противоположные свойства или признаки предмета, а ребёнок должен догадаться, какие объекты могут этими свойствами обладать, например:
- кислый – сладкий (яблоко)
- добрый – злой (человек)
- жидкий – твёрдый (вода, лёд) и т.д.
В скобках приводится по одному варианту ответа, а вы в реальной игровой ситуации старайтесь добиться, чтобы ученики давали как можно больше вариантов.
В интересную и увлекательную игру может превратиться и запоминание написания словарных слов, если ученик превращается в журналиста, писателя, корреспондента, разведчика и т.д. Вот какие забавные получаются мини-сочинения у ребят второго класса с использованием заданных заранее словарных слов.
Юля: «…У нас в городе есть завод, там делают лопаты. Возле завода стоит школа, а рядом с ней растут берёзы. На берёзах сидят сороки, вороны, и воробей. В школе учатся наши ребята, они ученики и ученицы. После уроков дети идут надевать своё пальто. Сегодня меня встречают родители. После работы мы пойдём за билетами в кинотеатр «Лимон»…»
Валерия: «…Я ученица второго класса. Погода сегодня замечательная. По небу медленно плывут облака. Наступила осень. В лесу возле моего дома, у края дороги, стоит берёза. Листья пожелтели и облетают. Мы с мамой сделали кормушку и повесили её на берёзу. Теперь к ней часто прилетают воробьи, сороки, вороны. Они очень красиво поют. Мы с мамой решили пойти в магазин. Идти до него не один километр. По дороге в магазин мы проходили мимо завода, где работает мой папа.В магазине мама мне купила пальто и сапоги. Сестрёнке Анне мы купили лопатку. Ещё мама часто покупает лимон, потому что в нём есть витамины. По дороге домой я встретила ребят из своего класса. Мы делились своими секретами. Эта прогулка была очень интересной…»
Ни для кого не секрет, что в обучении важно творчество не только учителя, но и учащихся. По отношению к одаренным детям творческое обучение приобретает особую значимость. Я очень часто предлагаю в игровой форме практические задания, требующие от детей сообразительности и выдумки, например,
Поставьте на стол два пластмассовых стаканчика и тетрадный лист. Предложите детям придумать, как можно положить на два стаканчика листок бумаги так, чтобы на него можно было поставить третий пластмассовый стаканчик.
А вот игра на развитие умения устанавливать связи:
Прочитываете детям два предложения. События, описанные в них, не должны быть прямо связаны между собой. Задача игроков состоит в том, чтобы отыскать связь между этими событиями и объяснить, как всё происходило.
А можно и усложнить эту игру. Для этого нужно не просто найти идею, соединяющую эти два предложения (и события, описанные в них), а логически обоснованную причину, являющуюся общей одновременно для двух событий.
Помните, что, играя, мы воздействуем, формируем и развиваем детей!
Ещё раз хочется подчеркнуть, что для учителя важно уметь предвидеть результаты педагогического воздействия. Без этого он не сможет целенаправленно руководить познанием и развитием школьников. Здесь уместно привести цитату замечательного писателя В.Астафьева: «Доски в штабеля складывать и человеческую жизнь пестовать – не одно и то же».
А завершить хочу словами Сократа, который говорил: «В каждом человеке — солнце. Только дайте ему светить!“
Мененко_Внеклассное мероприятие_День рождения 3-го класса