Внеурочная деятельность как способ реализации маршрута индивидуального развития учащихся (из опыта работы учителя английского языка)
Для учителей иностранного языка, работающих в старшей школе, постоянно остается открытым вопрос о том, каким образом мотивировать ребят на эффективное изучение своего предмета в условиях, когда их выбор в пользу той или иной предметной области уже практически сделан, вовсю идет подготовка к сдаче ЕГЭ по предметам, необходимым для поступления в ВУЗ. Одним из возможных способов оживить интерес учащихся к предмету английский язык является их привлечение к внеурочной деятельности. Внеурочная предметная деятельность всегда была значимой составляющей образовательного и воспитательного процесса. Однако, сегодня в фокусе «…полноценное использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин, развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей; внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте и способствующих совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов». [1. Раздел 2]
Каждая школа осуществляет внеклассную воспитательную и образовательную работу по-своему, включая набор определенных типов мероприятий. В Гуманитарном лицее г. Томска (далее – ТГЛ) на протяжении нескольких лет остается востребованным такой формат внеклассного мероприятия, как предметная декада. Этот способ взаимодействия с учениками позволяет им гармонично и эффективно включить изучение иностранного языка в реализацию собственного маршрута индивидуального развития: индивидуальную образовательную траекторию (ИОТ).
В статье описывается как организуется и проводится это внеклассное мероприятие в ТГЛ с целью создания «…условий для повышения у детей уровня владения … иностранными языками, навыками коммуникации; знакомства с лучшими образцами мировой и отечественной культуры». [1. Раздел 3]
Сам по себе этот формат не является чем-то инновационным, однако именно в рамках предметной декады зародилась новая традиция – проведение Фестиваля языков и культур (далее – Фестиваль), который стал общелицейским внешкольным мероприятием, в том числе, благодаря продуктивной совместной деятельности учителей иностранного языка и тьюторов.
Прежде всего, немного истории. В 2014 году это мероприятие стало одним из самых ярких массовых образовательных воспитательных событий в ТГЛ. Многонациональное сообщество лицеистов с большим удовольствием откликнулось на идею проведения Фестиваля. На 10-15 минутных мини-уроках иностранного языка ребята обучали друг друга японскому, азербайджанскому, польскому, армянскому и украинскому языкам, рассказывали о культуре и традициях стран изучаемого языка и стран ближнего зарубежья, угощали блюдами национальной кухни. Во время подготовки к мини-урокам лицеисты активно пользовались Интернет-ресурсами, а также помощью своих родителей, которые делились рецептами национальных блюд, рассказывали о национальных обычаях. В заключение, был организован и проведен конкурс «Своя игра», где участники обобщили полученную на мини-уроках страноведческую информацию, а затем на гала-концерте исполняли песни на иностранных языках и народные танцы. Тьюторы органично включились в работу и в рамках Фестиваля языков и культур с их помощью была проведена также Русская Масленица. К настоящему времени состоялось пять внеклассных мероприятий по различной тематике. Так, были проведены в 2015 году II Фестиваль языков и культур ««Калейдоскоп праздников», в 2016 – III Фестиваль языков и культур «Watch&Go» (искусство кино в нашей жизни), в 2017 – IV Фестиваль языков и культур «Focus on Literature» (литература), в 2018 – V Фестиваль языков и культур «Music is the soul of life» (музыка-душа жизни).
Выбор вышеуказанной формы внеклассной деятельности обусловлен рядом причин. Во-первых, это событие охватывает, как правило, максимальное количество лицеистов. Здесь как раз на помощь приходят тьюторы со своим диагностическим инструментарием, позволяющим учесть индивидуальные особенности и интересы каждого ребенка. Во-вторых, на некоторые мероприятия в рамках Фестиваля мы считаем целесообразным приглашать гостей и участников из других образовательных организаций и языковых центров, носителей языков, что стимулирует учащихся к более ответственной подготовке, помогает понять свой уровень знаний по предмету, дает возможность получить новый опыт в общении со сверстниками и педагогами. Также стоит сказать о том, что данная форма внеклассной деятельности работает не только на повышение образовательного уровня учащихся, но также развивает творческий профессиональный потенциал учителя иностранного языка и кафедры иностранных языков в целом. Совместная подготовка к мероприятиям, взаимопосещение уроков объединяют коллег, дают возможность каждому проявить себя. Наконец, особо стоит выделить важнейшую роль тьюторов в создании условий для эффективного взаимодействия детей, родителей и педагогов. Привлечение родителей к участию в жизни своих детей способствует большему сближению всех участников образовательного процесса.
Организация Фестиваля проходит в несколько этапов: подготовительный, этап реализации мероприятия, этап рефлексии. Особого внимания заслуживает этап подготовки. Цель данного этапа – составление программы Фестиваля. Стандартный набор наших действий следующий:
- проводится заседание школьного методического объединения учителей иностранных языков, на котором обсуждается план проведения события;
- распределяются обязанности среди учителей с учётом подготовки определённых мероприятий;
- готовится языковой материал для конкурсов, дебатов, инсценировок и других мероприятий;
- продумывается тематическое оформление коридоров, кабинетов, актового зала, где проводятся мероприятия;
- оформляется информационный уголок;
- выбираются фотограф, корреспонденты для освещения событий недели в лицейской газете и на сайте лицея;
- обсуждается состав жюри, а также вопрос о премировании, награждении грамотами лучших команд, участников-победителей и отдельных активных участников, составляется смета расходов;
- составляется программа мероприятий на все дни недели с точным указанием сроков и места проведения.
От того, как будет проведена подготовительная работа, зависит успех всего мероприятия. Непосредственно предметную подготовку учеников к выступлениям проводят учителя иностранного языка, работая индивидуально с каждым учеником или с группами учеников. Задача тьюторов – помочь учащимся с тайм-менеджментом для эффективной совместной подготовки.
Подведение итогов Фестиваля заканчивается награждением: вручением сертификатов, призов. По результатам внеклассного мероприятия проводится рефлексия. Участники (учителя иностранного языка (ИЯ), тьюторы, лицеисты) отмечают наиболее понравившиеся мероприятия, указывают на недостатки, вносят предложения. Так, например, в результате совместной рефлексии и было положено начало новой лицейской традиции, формирующей у лицеистов гражданскую позицию, толерантность и умение вести межкультурную коммуникацию.
В качестве примера предлагаем познакомиться с Программой IV Фестиваля языков и культур «Focus on Literature», который проходил в лицее в 2017 году.
I Воспитательно-образовательные мероприятия:
7 ноября – Открытие IV Фестиваля языков и культур «Focus on Literature». Общая линейка (ответственные: Учителя ИЯ, Тьюторы)
7-9 ноября – «Поэтические забавы». Творческие уроки (по расписанию).
(ответственные: Учителя ИЯ, Тьюторы)
9-10 ноября – «Свободный микрофон». Конкурс песни на иностранном языке (во время перемен между парами) (ответственные: Учителя ИЯ, Тьюторы)
10 ноября – Дебаты «Lyrics. Is it poetry?» (Библиотека, 14.30) (ответственные: Учителя ИЯ, Тьюторы)
11 ноября – Выставка творческих переводов и собственных стихотворений (фойе 3 этаж) (ответственные: Учителя ИЯ, Тьюторы)
12 ноября – Интерактивное инсценированное представление «По страницам англоязычной литературы» (Актовый зал, 14.30) (ответственные: Учителя ИЯ, Тьюторы)
12 ноября – закрытие IV Фестиваля языков и культур «Focus on Literature». Подведение итогов (Актовый зал, 14.30) (ответственные: Учителя ИЯ, Тьюторы)
II Организационно-методические мероприятия:
- общее руководство подготовкой к проведению Декады ИЯ;
- обеспечение консультационно-методической и организационной помощи учащимся;
- организация и обеспечение информационной поддержки проведения фестиваля;
- подготовка сценария закрытия Фестиваля, актового зала;
- организация подготовки учащихся к проведению интерактивного инсценированного представления «По страницам англоязычной литературы».
В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что организация и проведение Фестиваля языков и культур в Гуманитарном лицее создает для учащихся положительную мотивацию к дальнейшему изучению иностранных языков, а также формирует ситуацию успеха, где каждый ребенок может найти занятие в соответствии со своими способностями и интересами. Эта эффективная педагогическая практика является благодатной почвой для сотрудничества тьюторов и учителей иностранного языка, помогает поддерживать уклад, атмосферу и традиции нашего образовательного учреждения, а также создает условия для формирования устойчивого детского коллектива как средства развития личности, что соответствует «механизмам, предусмотренным Федеральным законом “Об образовании в Российской Федерации”, который гарантирует обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования, взаимосвязанной с обучением, но осуществляемой также в форме самостоятельной деятельности». [1. Раздел 1]
Список литературы:
- “Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года” Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р, г. Москва
- Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 N 273-ФЗ